Перспективная начальная школа
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира; Обучение грамоте. Письмо. Подготовительный период. Основной звукобуквенный период. Русский язык состоит из разделов: фонетика и орфография, морфемика и словообразование, морфология и лексика, синтаксис и пунктуация, развитие речи с элементами культуры речи. Согласно учебному плану всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в неделю, 33 учебные недели = 115 ч. –обучение грамоте и 50ч. – русский язык) , во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. — в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Цель уроков чтения заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы. Цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. Курс «Литературное чтение» состоит из разделов: — Виды речевой и читательской деятельности. Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения) Письмо (культура письменной речи) Работа с текстом художественного произведения Работа с учебными и научно-популярными текстами Работа с учебными и научно-популярными текстами — Формирование библиографической культуры . (Литературоведческая пропедевтика. Работа с текстами разных видов и жанров литературы Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка) — Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений) Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 506 часов с 1- 4класс. В 1-м классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет: обучение грамоте — 92 часа и на литературное чтение 40 часов – 132 часа по 4 часа в неделю, во 2-м, 3-м классах — по 136 часов в год по 4 часа в неделю, 4-м классе – 102 часа в год 3 часа в неделю. — воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству;обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; — развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности; — освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества; — овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Учебный материал в курсе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. 1 класс. Мой дом в искусстве. Мои друзья всегда со мной. Природа — лучший учитель художника. Лепка. 2 класс. Художественный образ — основа любого искусства. Азбука искусства. Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа. 3 класс. Волшебный мир, наполненный чудесами. Художники-сказочники. Сказочные образы. Реальность и фантазия. Образы сказочных атрибутов. Скоро сказка сказывается,да не скоро дело делается… 4 класс. «Художественный мир, сотворенный по законам сказки». Образы стихий» «Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции» . «Одухотворённые образы Средневековья» . «Сказочные образы Востока» «Яркие образы Индии». «Добрые образы Китая» В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: всего — 135 ч. (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа) 3.Структура учебного курса. Учебный материал в курсе представлен блоками: «Мир музыки в мире детства» «Музыка как вид искусства» «Музыка — искусство интонируемого смысла» «Музыка мира» 4.Место курса в учебном плане. В учебном плане на изучение предмета в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: всего — 135 ч. (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа) — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; — практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; -метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Курс «Окружающий мир» состоит из разделов: «Человек и природа» «Человек и общество» «Правила безопасного поведения» Курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 270 часов Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Содержательная часть программы представлена следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» «Конструирование и моделирование» «Практика работы на компьютере» (3-4 класс) На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). Цель учебного предмета физическая культура– формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности при проведении разнообразных занятий по физической культуре, содействие развитию личности учащихся и укрепление их физического и духовного здоровья. Задачи предмета «Физическая культура»: — укрепление здоровья школьников и формирование умений использования средств физической культуры во благо человека (оздоровительная деятельность); — формирование знаний по физической культуре и спорту, здоровому и безопасному образу жизни и обучение двигательным действиям (образовательная деятельность); — формирование социально значимых качеств личности и стремлений, содействие нравственному и социальному развитию, успешному обучению, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом (воспитательная деятельность); — формирование двигательной подготовленности, содействие гармоничному физическому развитию (развивающая деятельность). Программа состоит из двух разделов: теоретической и физической подготовки. Теоретическая подготовка курса состоит из трех блоков: Физическая культура как система разнообразных форм занятий. Здоровый образ жизни. Начальные основы анатомии человека. Спорт. История физической культуры и Олимпийское образование. Физическая подготовка курса состоит из следующих разделов: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры , подвижные игры, лыжная подготовка. В учебном плане на изучение курса «Физическая культура» в каждом классе начальной школы отводится по 3 ч в неделю, всего — 405 ч. Из них в первом классе — 99 часа (3 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах по 102 часа (3 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). Изучение математики в начальной школе имеет следующие цели: Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий. Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы. Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования. Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни; Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Содержание предмета математики представлено следующими разделами: Числа и величины Арифметические действия Работа с текстовыми задачами Пространственные отношения. Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с информацией Курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 136 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 540 часов. Начальная школа выступает в качестве первой ступени в изучении иностранного (английского) языка. Интегрированной целью обучения иностранному (английскому) языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младших школьников. Разделы 2 класс : Твои новые друзья. Мои любимые игрушки. Цветной мир вокруг меня. Добро пожаловать. Удивительная семья. Любимая школа. Играем и путешествуем. 3 класс: Кто это? Нет места лучше, чем дом. Счастливая школа. Счастливый день рождения. Защита окружающей среды. Времена года. Идем веселиться. 4 класс: Из Британии с любовью. Времена года. Погода. Одежда. Мир животных. Веселимся в США. «Сколько стран – столько и обычаев». Фантастический мир. Австралия и Канада. Увлечения и мероприятия. Курс «Английский язык» изучается со 2 по 4 класс по два часа в неделю. В каждом классе — 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 204 часов 2.Цель курса. Цель изучения учебного курса. формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Количество часов на изучение курса — в 4 классе по 1 часу в неделю (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 34 часа. 2.Цель курса. Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются: Содержание предмета представлено следующими разделами: Русский язык: прошлое и настоящее Язык в действии Секреты речи и текста Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 68 часов ( по 17 часов в 1,2,3,4 классе). 2.Цель курса. Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры. Содержание предмета представлено следующими разделами: Устное народное творчество на родном языке Творчество поэтов и писателей на родном языке Детская публицистика на родном языке Проверим и оценим свои достижения Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 51 час. Во 2—4 классах на уроки литературного чтения на родном языке (русском) отводится по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). ( по 17 часов во 2,3,4 классе). УМК «Школа России» Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Чтение Работа с разными видами текста Библиографическая культура Умение говорить (культура речевого общения) Круг детского чтения Литературоведческая пропедевтика Творческая деятельность обучающихся Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 506 часов с 1- 4класс. В 1-м классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет: обучение грамоте — 92 часа и на литературное чтение 40 часов – 132 часа по 4 часа в неделю, во 2-м, 3-м классах — по 136 часов в год по 4 часа в неделю, 4-м классе – 102 часа в год 3 часа в неделю. Учебный материал в курсе представлен блоками. 1 класс. Ты учишься изображать. Ты украшаешь . Ты строишь. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 2 класс. Как и чем работает художник? Как и чем работает художник? О чём говорит искусство. Как говорит искусство. 3 класс. Искусство в твоем доме. Искусство на улицах твоего города. Художник и зрелище. Художник и музей 4 класс. Истоки родного искусства. Древние города нашей Земли. Каждый народ — художник. Искусство объединяет народы. В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: всего — 135 ч. (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа) 3.Структура учебного курса. Учебный материал в курсе представлен блоками: 1 класс «Музыка вокруг нас» «Музыка и ты» 2,3, 4 классы «Россия — Родина моя» «День, полный событий» «О России петь — что стремиться в храм» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» «В музыкальном театре» «В концертном зале» «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 4.Место курса в учебном плане. В учебном плане на изучение предмета в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: всего — 135 ч. (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа) — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Курс «Окружающий мир» состоит из разделов: «Человек и природа» , «Человек и общество» , «Правила безопасного поведения» 1 класс: Что и кто? Как, откуда и куда? Почему и зачем? 2 класс: Где мы живем. Природа. Жизнь города и села. Здоровье и безопасность. Общение. Путешествия. 3 класс: Как устроен мир. Эта удивительная природа. Мы и наше здоровье. 4 класс: Земля и человечество. Природа России. Страницы истории Отечества. Курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 270 часов Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: — ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: — развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; — формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; — формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; — воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Обучение грамоте. Письмо. Подготовительный период. Основной звукобуквенный период. Русский язык состоит из разделов: фонетика и орфография, морфемика и словообразование, морфология и лексика, синтаксис и пунктуация, развитие речи с элементами культуры речи. Согласно учебному плану всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в неделю, 33 учебные недели = 115 ч. –обучение грамоте и 50ч. – русский язык) , во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. — в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Основными целями начального обучения технологии являются: — овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями. — освоение продуктивной проектной деятельности. — формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Содержательная часть программы представлена следующими разделами: 1 класс Природная мастерская. Пластилиновая мастерская. Бумажная мастерская. Текстильная мастерская. 2 класс. Художественная мастерская. Чертёжная мастерская. Конструкторская мастерская. Рукодельная мастерская. 3 класс. Информационная мастерская. Мастерская скульптора. Мастерская рукодельницы. Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов. Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов. 4 класс. Информационная мастерская. Проект «Дружный класс». Студия «Реклама». Студия «Декор интерьера». Новогодняя студия. Студия «Мода». Студия «Подарки». Студия «Игрушки». На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). Целью рабочей программы по физической культуре является: — формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни; — развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: Программа состоит из следующих разделов: Знания о физической культуре (История физической культуры. Физическая культура и спорт в современном обществе. Базовые понятия физической культуры. Физическая культура человека.) Организация и проведение занятий физической культурой Оценка эффективности занятий физической культурой Легкая атлетика Гимнастика с основами акробатики Лыжные гонки Подвижные игры В учебном плане на изучение курса «Физическая культура» в каждом классе начальной школы отводится по 3 ч в неделю, всего — 405 ч. Из них в первом классе — 99 часа (3 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах по 102 часа (3 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями начального обучения математике являются: Содержание предмета математики представлено следующими разделами: Числа и величины Арифметические действия Работа с текстовыми задачами Пространственные отношения. Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с информацией Курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 136 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 540 часов. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и культурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: Разделы: Я и моя семья . Мир моих увлечений. Я и мои друзья. Моя школа. Мир вокруг меня. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Языковые средства и навыки пользования ими. Графика, каллиграфия, орфография. Курс «Английский язык» изучается со 2 по 4 класс по два часа в неделю. В каждом классе — 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 204 часов 2.Цель курса. Цель изучения учебного курса. формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Количество часов на изучение курса — в 4 классе по 1 часу в неделю (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 34 часа. 2.Цель курса. Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются: Содержание предмета представлено следующими разделами: Русский язык: прошлое и настоящее Язык в действии Секреты речи и текста Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 68 часов ( по 17 часов в 1,2,3,4 классе). 2.Цель курса. Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры. Содержание предмета представлено следующими разделами: Устное народное творчество на родном языке Творчество поэтов и писателей на родном языке Детская публицистика на родном языке Проверим и оценим свои достижения Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 51 час. Во 2—4 классах на уроки литературного чтения на родном языке (русском) отводится по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). ( по 17 часов во 2,3,4 классе).