С учетом ФОП и ФГОС 2021 на 2023-2026 учебные годы
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий 1 класс Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Произведения о детях. Произведения о родной природе. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры. Произведения о братьях наших меньших. Произведения о маме. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. Библиографическая культура. 2 класс О нашей Родине. Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора. Звуки и краски родной природы в разные времена года. О детях и дружбе. Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка. О братьях наших меньших. О наших близких, о семье. Зарубежная литература. Библиографическая культура. 3 класс О Родине и её истории. Фольклор (устное народное творчество). Творчество А.С. Пушкина. Творчество И.А. Крылова. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ-ХХ веков. Творчество Л.Н. Толстого. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей. Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Произведения о детях. Юмористические произведения. Зарубежная литература. Библиографическая культура. 4 класс О Родине, героические страницы истории. Фольклор (устное народное творчество). Творчество А.С. Пушкина. Творчество И.А. Крылова. Творчество М.Ю. Лермонтова. Литературная сказка. Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ‒ХХ веков. Творчество Л.Н. Толстого. Произведения о животных и родной природе. Произведения о детях. Юмористические произведения. Зарубежная литература. Библиографическая культура. Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 540 часов с 1- 4 класс. В 1-м классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет: обучение грамоте — 92 часа и на литературное чтение 40 часов – 132 часа по 4 часа в неделю, во 2-м, 3-м, 4-м классах — по 136 часов в год по 4 часа в неделю. Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» 1-4 класс На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, 1 класс Обучение грамоте. Письмо. Подготовительный период. Основной звукобуквенный период. Русский язык состоит из разделов: общие сведения о языке, орфоэпия, состав слова, морфология, фонетика и графика, лексика, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи. Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка, ‑ Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» 1-4 класс Образовательные цели учебного предмета «Иностранный (английский) язык» в начальной школе включают: Развивающие цели учебного предмета «Иностранный (английский) язык» в начальной школе включают: Тематическое содержание речи. Коммуникативные умения. Говорение. Коммуникативные умения диалогической речи. Аудирование. Смысловое чтение. Письмо. Графика, орфография и пунктуация. Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного языка — 204 часа: во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 1-4 класс освоение начальных математических знаний – понимание значения величин формирование функциональной математической грамотности обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных обеспечение математического развития обучающегося – развитие способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации; становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению Числа и величины. Арифметические действия. Текстовые задачи. Пространственные отношения и геометрические фигуры. Геометрические фигуры. Математическая информация. Работа с таблицами Общее число часов, рекомендованных для изучения математики — 540 часов: в 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю), во 2 классе – 136 часов (4 часа Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению Человек и общество. Семья. Россия ‒ наша Родина. Свой регион. Семья. Семейные ценности и традиции. Человек и природа. Сезонные изменения в природе. Растительный мир. Мир животных. Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, ‒ Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «ОРКСЭ» 1-4 класс Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России»[1], «Основы светской этики». В соответствии с федеральным законом выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Выбор установлен в ФЗ «Об образовании Модуль «Основы православной культуры». Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального Модуль «Основы исламской культуры». Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального Модуль «Основы буддийской культуры». Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального Модуль «Основы иудейской культуры». Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального Модуль «Основы религиозных культур народов России». Россия – наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального Модуль «Основы светской этики». Россия – наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального ОРКСЭ изучается в 4 классе, один час в неделю (34 ч). Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению Содержание программы по изобразительному искусству распределено по модулям: Модуль «Графика». Модуль «Живопись». Модуль «Скульптура». Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Модуль «Архитектура». Модуль «Восприятие произведений искусства». Модуль «Азбука цифровой графики». Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Музыка» 1-4 класс В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию. Содержание учебного предмета структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека». Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки ‑ Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Технология» 1-4 класс Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих и воспитательных. Образовательные задачи курса: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений. Развивающие задачи: развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. Содержание программы по технологии начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Технология», которые соответствуют Основные модули курса «Технология»: Технологии, профессии и производства. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором», конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов. Информационно-коммуникативные технологии. Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного языка — 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Физическая культура» 1-4 класс Цели и задачи программы по физической культуре обеспечивают результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС НОО. Задача учебного предмета состоит в формировании системы физкультурных знаний, жизненно важных прикладных умений и навыков, основанных на физических упражнениях для укрепления здоровья (физического, социального и психологического), освоении упражнений основной гимнастики, плавания как жизненно важных навыков человека, овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (например, распорядок дня, утренняя гимнастика, гимнастические минутки, подвижные и общеразвивающие игры), умении применять правила безопасности при выполнении физических упражнений и различных форм двигательной деятельности и как результат – физическое воспитание, формирование здоровья и здорового образа жизни. Физическая культура. Правила поведения на уроках физической культуры. Физические упражнения. Игры и игровые задания, спортивные эстафеты. Организующие команды и приёмы. Спортивно-оздоровительная деятельность Упражнения по видам разминки. Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры — 405 часов: в 1 классе – 99 часов (3 часа в неделю), во 2 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 3 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 4 классе – 102 часа (3 часа в неделю). ФГОС 2021 на 2022-2023 учебные годы Перспективная начальная школа 2020-2025 учебные годы В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели: формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира; Обучение грамоте. Письмо. Подготовительный период. Основной звукобуквенный период. Русский язык состоит из разделов: фонетика и орфография, морфемика и словообразование, морфология и лексика, синтаксис и пунктуация, развитие речи с элементами культуры речи. Согласно учебному плану всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в неделю, 33 учебные недели = 115 ч. –обучение грамоте и 50ч. – русский язык) , во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. — в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Цель уроков чтения заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы. Цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. Курс «Литературное чтение» состоит из разделов: — Виды речевой и читательской деятельности. Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения) Письмо (культура письменной речи) Работа с текстом художественного произведения Работа с учебными и научно-популярными текстами Работа с учебными и научно-популярными текстами — Формирование библиографической культуры . (Литературоведческая пропедевтика. Работа с текстами разных видов и жанров литературы Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка) — Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений) Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 506 часов с 1- 4класс. В 1-м классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет: обучение грамоте — 92 часа и на литературное чтение 40 часов – 132 часа по 4 часа в неделю, во 2-м, 3-м классах — по 136 часов в год по 4 часа в неделю, 4-м классе – 102 часа в год 3 часа в неделю. — воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству;обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; — развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности; — освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества; — овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса. Учебный материал в курсе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. 1 класс. Мой дом в искусстве. Мои друзья всегда со мной. Природа — лучший учитель художника. Лепка. 2 класс. Художественный образ — основа любого искусства. Азбука искусства. Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа. 3 класс. Волшебный мир, наполненный чудесами. Художники-сказочники. Сказочные образы. Реальность и фантазия. Образы сказочных атрибутов. Скоро сказка сказывается,да не скоро дело делается… 4 класс. «Художественный мир, сотворенный по законам сказки». Образы стихий» «Художественные образы мирового искусства. Героические образы Древней Греции» . «Одухотворённые образы Средневековья» . «Сказочные образы Востока» «Яркие образы Индии». «Добрые образы Китая» В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: всего — 135 ч. (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа) 3.Структура учебного курса. Учебный материал в курсе представлен блоками: «Мир музыки в мире детства» «Музыка как вид искусства» «Музыка — искусство интонируемого смысла» «Музыка мира» 4.Место курса в учебном плане. В учебном плане на изучение предмета в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: всего — 135 ч. (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа) — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; — практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; -метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Курс «Окружающий мир» состоит из разделов: «Человек и природа» «Человек и общество» «Правила безопасного поведения» Курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 270 часов Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Содержательная часть программы представлена следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» «Конструирование и моделирование» «Практика работы на компьютере» (3-4 класс) На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). Цель учебного предмета физическая культура– формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности при проведении разнообразных занятий по физической культуре, содействие развитию личности учащихся и укрепление их физического и духовного здоровья. Задачи предмета «Физическая культура»: — укрепление здоровья школьников и формирование умений использования средств физической культуры во благо человека (оздоровительная деятельность); — формирование знаний по физической культуре и спорту, здоровому и безопасному образу жизни и обучение двигательным действиям (образовательная деятельность); — формирование социально значимых качеств личности и стремлений, содействие нравственному и социальному развитию, успешному обучению, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом (воспитательная деятельность); — формирование двигательной подготовленности, содействие гармоничному физическому развитию (развивающая деятельность). Программа состоит из двух разделов: теоретической и физической подготовки. Теоретическая подготовка курса состоит из трех блоков: Физическая культура как система разнообразных форм занятий. Здоровый образ жизни. Начальные основы анатомии человека. Спорт. История физической культуры и Олимпийское образование. Физическая подготовка курса состоит из следующих разделов: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры , подвижные игры, лыжная подготовка. В учебном плане на изучение курса «Физическая культура» в каждом классе начальной школы отводится по 3 ч в неделю, всего — 405 ч. Из них в первом классе — 99 часа (3 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах по 102 часа (3 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). Изучение математики в начальной школе имеет следующие цели: Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий. Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы. Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования. Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни; Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Содержание предмета математики представлено следующими разделами: Числа и величины Арифметические действия Работа с текстовыми задачами Пространственные отношения. Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с информацией Курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 136 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 540 часов. Начальная школа выступает в качестве первой ступени в изучении иностранного (английского) языка. Интегрированной целью обучения иностранному (английскому) языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младших школьников на доступном для них уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младших школьников. Разделы 2 класс : Твои новые друзья. Мои любимые игрушки. Цветной мир вокруг меня. Добро пожаловать. Удивительная семья. Любимая школа. Играем и путешествуем. 3 класс: Кто это? Нет места лучше, чем дом. Счастливая школа. Счастливый день рождения. Защита окружающей среды. Времена года. Идем веселиться. 4 класс: Из Британии с любовью. Времена года. Погода. Одежда. Мир животных. Веселимся в США. «Сколько стран – столько и обычаев». Фантастический мир. Австралия и Канада. Увлечения и мероприятия. Курс «Английский язык» изучается со 2 по 4 класс по два часа в неделю. В каждом классе — 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 204 часов 2.Цель курса. Цель изучения учебного курса. формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Количество часов на изучение курса — в 4 классе по 1 часу в неделю (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 34 часа. 2.Цель курса. Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются: Содержание предмета представлено следующими разделами: Русский язык: прошлое и настоящее Язык в действии Секреты речи и текста Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 68 часов ( по 17 часов в 1,2,3,4 классе). 2.Цель курса. Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры. Содержание предмета представлено следующими разделами: Устное народное творчество на родном языке Творчество поэтов и писателей на родном языке Детская публицистика на родном языке Проверим и оценим свои достижения Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 51 час. Во 2—4 классах на уроки литературного чтения на родном языке (русском) отводится по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). ( по 17 часов во 2,3,4 классе). УМК «Школа России» на 2020-2025 учебные годы Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Чтение Работа с разными видами текста Библиографическая культура Умение говорить (культура речевого общения) Круг детского чтения Литературоведческая пропедевтика Творческая деятельность обучающихся Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 506 часов с 1- 4класс. В 1-м классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет: обучение грамоте — 92 часа и на литературное чтение 40 часов – 132 часа по 4 часа в неделю, во 2-м, 3-м классах — по 136 часов в год по 4 часа в неделю, 4-м классе – 102 часа в год 3 часа в неделю. Учебный материал в курсе представлен блоками. 1 класс. Ты учишься изображать. Ты украшаешь . Ты строишь. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 2 класс. Как и чем работает художник? Как и чем работает художник? О чём говорит искусство. Как говорит искусство. 3 класс. Искусство в твоем доме. Искусство на улицах твоего города. Художник и зрелище. Художник и музей 4 класс. Истоки родного искусства. Древние города нашей Земли. Каждый народ — художник. Искусство объединяет народы. В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: всего — 135 ч. (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа) 3.Структура учебного курса. Учебный материал в курсе представлен блоками: 1 класс «Музыка вокруг нас» «Музыка и ты» 2,3, 4 классы «Россия — Родина моя» «День, полный событий» «О России петь — что стремиться в храм» «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» «В музыкальном театре» «В концертном зале» «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 4.Место курса в учебном плане. В учебном плане на изучение предмета в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю: всего — 135 ч. (1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа) — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Курс «Окружающий мир» состоит из разделов: «Человек и природа» , «Человек и общество» , «Правила безопасного поведения» 1 класс: Что и кто? Как, откуда и куда? Почему и зачем? 2 класс: Где мы живем. Природа. Жизнь города и села. Здоровье и безопасность. Общение. Путешествия. 3 класс: Как устроен мир. Эта удивительная природа. Мы и наше здоровье. 4 класс: Земля и человечество. Природа России. Страницы истории Отечества. Курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 270 часов Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: — ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: — развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; — формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; — формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; — воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Обучение грамоте. Письмо. Подготовительный период. Основной звукобуквенный период. Русский язык состоит из разделов: фонетика и орфография, морфемика и словообразование, морфология и лексика, синтаксис и пунктуация, развитие речи с элементами культуры речи. Согласно учебному плану всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. Из них в 1 классе 165 ч.(5 ч.- в неделю, 33 учебные недели = 115 ч. –обучение грамоте и 50ч. – русский язык) , во 2-4 классах по 170 ч. (5 ч. — в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий). Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Основными целями начального обучения технологии являются: — овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями. — освоение продуктивной проектной деятельности. — формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Содержательная часть программы представлена следующими разделами: 1 класс Природная мастерская. Пластилиновая мастерская. Бумажная мастерская. Текстильная мастерская. 2 класс. Художественная мастерская. Чертёжная мастерская. Конструкторская мастерская. Рукодельная мастерская. 3 класс. Информационная мастерская. Мастерская скульптора. Мастерская рукодельницы. Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов. Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов. 4 класс. Информационная мастерская. Проект «Дружный класс». Студия «Реклама». Студия «Декор интерьера». Новогодняя студия. Студия «Мода». Студия «Подарки». Студия «Игрушки». На изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). Целью рабочей программы по физической культуре является: — формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни; — развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: Программа состоит из следующих разделов: Знания о физической культуре (История физической культуры. Физическая культура и спорт в современном обществе. Базовые понятия физической культуры. Физическая культура человека.) Организация и проведение занятий физической культурой Оценка эффективности занятий физической культурой Легкая атлетика Гимнастика с основами акробатики Лыжные гонки Подвижные игры В учебном плане на изучение курса «Физическая культура» в каждом классе начальной школы отводится по 3 ч в неделю, всего — 405 ч. Из них в первом классе — 99 часа (3 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах по 102 часа (3 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе). Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а такжеявляются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями начального обучения математике являются: Содержание предмета математики представлено следующими разделами: Числа и величины Арифметические действия Работа с текстовыми задачами Пространственные отношения. Геометрические фигуры Геометрические величины Работа с информацией Курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов — на 136 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 540 часов. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и культурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: Разделы: Я и моя семья . Мир моих увлечений. Я и мои друзья. Моя школа. Мир вокруг меня. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Языковые средства и навыки пользования ими. Графика, каллиграфия, орфография. Курс «Английский язык» изучается со 2 по 4 класс по два часа в неделю. В каждом классе — 68 часов (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 204 часов 2.Цель курса. Цель изучения учебного курса. формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Количество часов на изучение курса — в 4 классе по 1 часу в неделю (34 учебных недели). Общий объем учебного времени составляет 34 часа. 2.Цель курса. Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются: Содержание предмета представлено следующими разделами: Русский язык: прошлое и настоящее Язык в действии Секреты речи и текста Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 68 часов ( по 17 часов в 1,2,3,4 классе). 2.Цель курса. Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры. Содержание предмета представлено следующими разделами: Устное народное творчество на родном языке Творчество поэтов и писателей на родном языке Детская публицистика на родном языке Проверим и оценим свои достижения Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 51 час. Во 2—4 классах на уроки литературного чтения на родном языке (русском) отводится по 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели). ( по 17 часов во 2,3,4 классе).
в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося
на прослушанное или прочитанное произведение.
в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
а также будут востребованы в жизни.
из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка
как основного средства общения; осознание значения русского языка
как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе ‑ 165 часов, во 2-4 классах ‑
по 170 часов.
то есть способности и готовности общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) форме
с учётом возрастных возможностей и потребностей обучающегося;
о разных способах выражения мысли на родном и иностранном языках;
при необходимости словарями по иностранному языку.
и межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира и инструмента познания мира и культуры других народов;
(2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения
на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
и способов их измерения, использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций, формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
и применению математики, важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.
в неделю), в 3 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 4 классе – 136 часов (4 часа
в неделю).
на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
в социуме;
к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения;
и индивидуальности.
270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс –
68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 87.).
и многоконфессионального народа России.
и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности
в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг
и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
и многоконфессионального народа России.
в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
и многоконфессионального народа России.
в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
и многоконфессионального народа России.
и календари в религиях. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
и многоконфессионального народа России.
в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
и многоконфессионального народа России.
на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной программе воспитания
в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков
и развития творческого потенциала обучающихся.
к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной программе воспитания
и познавательной сферы;
135 часов: в 1 классе ‑ 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час
в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час
в неделю).
в содержании учебного предмета.
с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся
и современных производствах и профессиях;
с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
к изобретательской деятельности.
в материальном мире;
с миром природы;
ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения. Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от класса
к классу. При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса
не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности.
На уроках технологии этот порядок и конкретное наполнение разделов
в определённых пределах могут быть более свободными.
и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы
с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии работы с другими доступными материалами[2].
в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час
в неделю).
и организации активного отдыха.